Вы просматриваете: Главная > Статьи > ЗАДАНИЯ КАКОГО ТИПА РАЗВИВАЮТ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ?..

ЗАДАНИЯ КАКОГО ТИПА РАЗВИВАЮТ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ?..

ЗАДАНИЯ КАКОГО ТИПА РАЗВИВАЮТ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ?..

В повседневной практике педагогу важно учитывать, как форма подачи учебной информации и характер заданий влияют на развитие способностей ребёнка.

Рассказ о видах текста на примере Марины Битяновой

1. Тексты.

Тексты можно разделить на аксиоматические, проблематизирующие, личностно-окрашенные и ценностно-окрашенные.

Аксиоматический по своему характеру напоминает сообщение телевизионных дикторов советских времён: грамотно, информативно, бесстрастно, однозначно. В нём нет пространства для догадки, вопроса, эмоций, личного отношения. Большое количество учебных текстов до сих пор относится к этому типу. Подобные тексты расширяют кругозор, обогащают понятийный словарь. Работая с ними, ребёнок учится быть внимательным, запоминать и воспроизводить. Прогноз погоды в аксиоматическом виде добросовестно проинформирует о градусах, процентах, миллиметрах ртутного столба, метрах в секунду.

Проблематизирующий текст наполнен размышлениями и открытыми вопросами. Он ведёт читателя от одного вывода к другому, разматывая нить логических построений, сообщает о результатах наблюдений автора и выводах. В нём есть ситуация, по поводу которой завязывается взаимодействие с читателем. Тот в свою очередь, следя за ходом рассуждений, развивает способность логически мыслить, понимать. Вовлечённость в процесс порождения смысла развивает познавательную мотивацию и мировоззрение. Здесь прогноз погоды сообщается в таком ключе, где можно использовать помимо фактической информации противопоставление («Несмотря на позднюю осень, удивительно тепло…» или («Если после такого снегопада резко потеплеет, с передвижением по городу будут проблемы…»).

Личностно-окрашенный текст предполагает прямой диалог, обращается к личному опыту, эмоциям, уже полученным знаниям, к чувственному опыту: как бы ты поступил в случае…, ты помнишь о том… Подобное обращение направлено на то, чтобы у ребёнка складывалось личное отношение к процессу полученных знаний, расширялся эмоциональный опыт, развивались познавательная мотивация и учебная инициатива. Синоптик, решивший личностно окрасить сообщение о предстоящем ливне, напомнит, что, несмотря на ясную погоду, хорошо бы не забыть взять зонт.

Если излагаемая информация представлена в контексте культурных ценностей, нравственных норм, исторических прецедентов, мы имеем дело с ценностно-окрашенным текстом. Он стимулирует развитие личной позиции, критичного отношения к информации, логического мышления, подталкивает к размышлениям о вопросах нравственного характера. В рассказ о погоде ценностную окраску внесут упоминание о народных приметах на этот день.

2.Задания.

При выполнении разных типов учебных заданий у ребёнка развиваются разные функции и способности – вне зависимости от предметного содержания.

Одни задания направлены на мнемоническое воспроизведение информации. Выполняя такие задания, ребёнок узнаёт и воспроизводит факты, понятия, тексты, формулы. В них требуется пересказать, повторить, применить формулу. Такая работа требует лишь памяти и внимания.

Задания, требующие добывания, наблюдения и описания информации, как правило звучат так: измерьте, какой величины (сколько) … опишите состав, перечислите факторы… опишите объект, процесс, явление… изложите свои наблюдения. В процессе работы у ребёнка развиваются наблюдательность, способность анализировать и последовательно, связно излагать свои мысли.

Структурирования информации требуют задания, связанные с составлением конспектов, планов, отчётов, докладов, аннотаций, рефератов. К этому же типу относятся изложения, придумывание заголовка., выделение ключевых слов, главной мысли. Задания направлены на развитие рациональности и критичности мышления, способность к синтезу, умение выделять главное.

Есть задания, требующие применения конкретной логической операции для осмысления информации. В зависимости от операции – анализ, дедукция, моделирование – формулировки могут быть разные: сопоставьте, перечислите различия и общие признаки… произведите разбор, из чего состоит… заполните таблицу, расположите в заданном порядке… найдите закономерность, вычеркните лишнее… приведите пример… представьте в виде… найдите аналогию, докажите… обозначьте на схеме. Пример вопросов такого типа: каким образом?.. в чём причина?.. соответствует ли?.. Отвечая на них, ребёнок усваивает логику, становится более умелым в обращении с собственным мышлением, «окультуривает» его.

Самостоятельные действия и творческое применение информации потребуется от ребёнка, который выдвигает гипотезы, сочиняет сценарий, пишет сочинение, придумывает вопросы и задания к тексту, исследует объект, процесс или явление, придумывает задачу, предлагает альтернативное решение проблемы. К этому же побуждают вопросы: где наблюдали?.. как применить?.. что произойдёт, если?.. как поступить в ситуации?.. Задания такого типа развивают творческие способности, помогают убедиться в полезности учебной информации, приучают к целенаправленному её поиску. Ребёнок учится устанавливать связи между разрозненными знаниями, приобретает социальные компетентности.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.