Вы просматриваете: Главная > Статьи > Рассуждения учителя. Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению.

Рассуждения учителя. Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению.

   Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. И наоборот, приятные переживания, связанные с похвалой учителя и пониманием своих возможностей , возбуждает активность, стремление лучше учиться.

   Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению.

   На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашёл необычное решение. Его хвалят, просят дать пояснения, на нём некоторое время сосредотачивается внимание класса. Такая ситуация может иметь большой успех.

   Во-первых, у ребёнка возникает прилив энергии, он стремится ещё раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале, переходит в неподдельный интерес к учению.

   Во-вторых, успех, выпавший на долю ученика , производит большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу.

   Если научиться управлять такими ситуациями, то можно влиять не только на отдельных учащихся, но и одновременно на целый класс.

   В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческое задание, проблемные вопросы и так далее. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников. Есть и такие дети, которые стараются не участвовать в работе класса, пассивны, поэтому не приходится и говорить об их успехах. Ситуация успеха не возникает потому, что учащиеся не располагают нужными знаниями. В любом учебном материале можно найти трудные и лёгкие, привлекательные и менее привлекательные, интересные и не совсем, важные и менее важные моменты. Доступное, интересное содержание учебного материала способствует возникновению ситуации успеха. При этом условии достижение ученика будет относительным по сравнению с хорошо успевающими учащимися, но для самого ученика оно будет значительным. Если учитель оценит его относительно достижений более успешных одноклассников, то эффект воздействия уменьшится. Ученику не будет доставлять радости похвала, если он «всё равно хуже». С другой стороны, преувеличение успеха создаёт впечатление несправедливости, когда хвалят за неодинаковые результаты работы. Чтобы этого не происходило, нужно сравнивать школьника не с другими учениками, а с его прежними работами, то есть оценивать продвижение.

   Например, анализируя лучшие работы, нужно обращать внимание детей и на такую работу, в которой отлично выполнены лишь отдельные элементы задания, и подчёркивать, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».

   Несколько лет назад я вычитала в журнале «Начальная школа плюс до и после», что успех можно наградить овацией аплодисментов. Я применяю это на практике: те ребята, которые заслужили похвалу выходят к доске, а остальные им хлопают в ладоши. Детям иногда «овации» нравятся даже больше, чем хорошая оценка в дневник.

   Из изложенного можно заключить, что ситуация успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к учению.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.