Вы просматриваете: Главная > Работы > Компетентностный подход в образовании

Компетентностный подход в образовании

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Белоярская средняя общеобразовательная школа № 1»

РЕФЕРАТ

«Компетентностный подход в образовании»

                       Выполнила: Липатникова Т. Л.

                 учитель начальных классов

Белый Яр

2011

— Как учить детей?

— Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению?

— Каким способам деятельности обучать детей?

Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход в обучении.

Актуальность данного вопроса в том, что ФГОС выделяет компетентностный подход как один из значимых.

Что такое компетентностный подход?

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.

Вопрос традиционного обучения: «Чему учить?», становится менее актуальным. Компетентностный подход  делает акцент на деятельностном содержании образования, то есть кроме «знаю» для успешности обучения необходимы такие компоненты: УМЕЮ, «МОГУ», «ХОЧУ».

За основу понятия «компетентный человек» взяты способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.

Возникла необходимость специальной подготовки человека к жизни.

Главная задача компетентностного подхода — усилить практическую ориентацию образования, выйдя за пределы ограничений «зуновского» образовтельного пространства. Но компетентностный подход не отрицает накопления знаний, но в то же время сами по себе знания не являются целью обучения, они лишь основа для осмысленной деятельности школьника в мире. Овладение знаниями выступает непременным условием социального развития личности и формирования компетенций (по Джону Равену их 37 видов, ключевых компетенций отечественного образования выделяют 7, см. приложение).

   Компетентностная модель обучения строится на следующих положениях, которые помогают сформировать в начальной школе учебную деятельность.

1. Ученик — субъект учебной деятельности. В ходе обучения он самосовершенствуется, изменяется. Процесс усвоения знаний идёт через формирование учебной деятельности, через формирование учебной деятельности, через формирование общепредметных (коммуникативных, ценностно-смысловых, интеллектуальных, оценочных, организационных) и предметных компетенций: лингвистических, математических, естественно-научных и других.

2. Для того чтобы ученик стал субъектом учения, педагогы необходимо организовать исследовательскую детельность школьников, поставить их в такие условия, в каких бывают учёные в момент открытия нового знания, понятий, законов. Такую деятельность В. В. Давыдов назвал «квазиисследовательской». Школьники не создают понятий, ценностей, норм, а присваивают их в процессе учебной деятельности. Использование таких методов обучения исходит из потребности обеспечить социальную активность каждого ученика.

3. Учёт ведущих новообразований на каждом этапе развития личности. Ведущим новообразованием учащегося основной школы Являются общественные отношения, опыт коммуникации и самореализации в общественной жизни класса, школы (посёлка, города, страны). Приэтом необходимо развивать способности ученика: самостоятельность, творческие возможности, оригинальное и диалектическое мышление. Превратить развитие личности школьника в саморазвитие, самоопределение, самореализацию.

4. Пусковым механизмом учебной деятельности учащихся является рефлексия, которая позволяет с одной стороны обнаружить незнания, а с другой — уметь переходить границы своих возможностей.

5. Постановка учебных или практических задач, которая помогает изменить самого действующего субъекта.

6. Подобное моделирование учебного занятия предполагает и иную форму его проведения. Это коллективно-распределительная деятельность между учеником и учителем, учеником-учеником, имеет название учебный диалог. Для его организации учителю необходимо «ДЕРЖАТЬ ПАУЗУ НЕЗНАНИЯ», чтобы включить детей в дискуссию. Каждый имеет право на свою точку зрения, каждый ответ проверяется как возможный вариант решения задачи. В результате и возникает коллективное мышление, когда а решению приходит коллектив.

7. В таком диалоге учителю отводится особая роль — не мастера по натаскиванию знаний, а партнёра по совместной деятельности. Учитель здесь — также субъект деятельности.

8. Не менее важным компонентом современного занятия является самоконтроль и самооценка учащимися своей деятельности. Контроль и оценка деятельности учащихся должны рассматриваться только в динамике относительно предыдущих достижений школьника и не подразумевают сравнения его с другими детьми.

Ребёнок сам должен определять уровень своих потенциальных возможностей и выбирать те задания, с которыми он справится, поэтому оценка работы учащихся определяется исходя из сложности выбранного уровня. По мнению Давыдова В. В., самоконтроль и самооценка позволяют учащимся изменить себя и своё отношение к действительности, служат двигателем в развитии и становлении личности школьника.

9. Широкое использование интеграции знаний и межпредметных связей с целью формирования общей картины мира и возможности применять знания в различных ситуациях.

10. Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности школьника.

Результаты работы учащихся при компетентностной модели обучения.

Эффективность любого урока определяется не только тем, что учитель дал детям, а тем, что именно они взяли в процессе обучения для жизни. Учеником можно назвать не того, кого учитель учит, а того, кто у него учится.

Ученический блок  конечного результата урока складывается из следующих позиций.

1. Отношение учащихся к учебному труду как к личностной ценности.

2. Отношение учащихся к учителю, друг к другу на основе сформированной коммуникативной компетенции.

3. Объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности.

4. Наличие у учащихся познавательного интереса как свидетельство интеллектуальной компетенции.

Главная задача учителя — активизировать учебное занятие, добиться включения учащихся в работу.

Литература

1. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск. 2004.

2. Бунеев Р. Н. О личностно-ориентированном образовании. Журнал «Начальная школа плюс до и после».  2006, №12, с. 3-5.

3.Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. 2003, № 2, с. 58-64.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.