Вы просматриваете: Главная > Работы > Формирование универсальных учебных действий младших школьников.

Формирование универсальных учебных действий младших школьников.

Формирование универсальных учебных действий младших школьников.

Развитие основ умения учиться (формирование ууд) определено Федеральным государственным образовательным стандартом(ФГОС).

Ребёнок уже рождается со способностью к развитию и учению, он может самостоятельно приобретать опыт и трансформировать его во что-то новое. Поэтому основными движущими силами развития человека остаются самовоспитание и самообразование, ведущие в конечном итоге к самосовершенствованию.

Достижения умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности:

— познавательные и учебные мотивы;

— учебную цель;

— учебную задачу;

— учебные действия и операции.

Опираясь на классификацию обще учебных умений и навыков (по классификации профессора педагогических наук Н. А. Лошкарёвой) выделяются ЗУНы, которыми должен овладеть каждый ученик для успешного перехода из класса  в класс (таблица № 1).

Поскольку умения и навыки приобретаются ребёнком не сразу, а в процессе периода начального обучения, целесообразно распределить их по классам (таблица № 2 — 4).

Для успешного решения задачи «научить учиться» следует систематически планировать деятельность по формированию у учащихся ууд, добавляя в уроки задания на развитие той или иной группы обще учебных умений и навыков (таблица № 5).

Таблица № 1.

Общеучебные умения и навыки

Учебно-организационные общеучебные умения и навыки Организация рабочего места. Выполнение правил гигиены. Принятие учебной цели. Выбор способов деятельности.
Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки. Овладение приёмами умственной деятельности. Сравнение, анализ, систематизация, обобщение, абстрагирование, моделирование, классификация причинно-следственные связи, мысленный эксперимент.
Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки. Устная речь. 

 

 

 

Письменная речь.

 

 

 

 

Учебное слушание

Пересказ, описание,рассуждение, ответы на вопросы, рецензирование.

 

Конспектирование, изложение, сочинение, запись под диктовку, оформление работы.

 

Выделение главного, постановка вопроса, слушание учителя, собеседника.

Учебно-информационные общеучебные умения и навыки. Способы получения знаний. Чтение текста, работа с учебником, усвоение информации с помощью:- аудиозаписи

— компьютера

— видеотехники,

работа со справочной литературой,

работа с дополнительной литературой.

Таблица № 2.

Учебно-организационные умения и навыки

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1 Правильно пользоваться учебными принадлежностями Владеть новыми видами письменных работ (письмо по памяти, изложение по вопросам, по плану) Уметь оперировать моделями разного типа ( схемы, таблицы, графики) Готовить рабочее место для учебных занятий и труда
2 Понимать учебную задачу Понимать и использовать различные схематические изображения (план, простейший чертёж, макет) Владеть послеоперационным контролем учебной работы. Самостоятельно выполнять правила гигиены, учебного труда, режима дня.
3 Учиться работать в заданном темпе. Выполнять советы учителя.Пробовать оценивать свои учебные действия и товарищей под руководством учителя) Оценивать учебные действия самостоятельно (свои, товарища) Работать в заданном темпе
4 Проверять работу по образцу Понимать учебную задачу и работу Учиться выполнять основные правила гигиены, учебного труда, режима дня Учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и одноклассника
5 Соблюдать правильную осанку Определять последовательность действий при выполнении задания Самостоятельно выполнять режим дня Оценивать учебные действия по образцу.

Таблица 3.

Учебно-информационные умения и навыки.

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1 Читать целыми словами,35 слов. Читать целыми словами,50 слов. Читать целыми словами,70 слов. Читать выразительно,90 слов.
2 Соблюдать ударения, паузы, интонацию конца предложения. Уметь чётко артикулировать все звуки. Слова произносить чётко в соответствии с нормами. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям.
3 Находить текст в оглавлении, пользоваться заданиями и вопросами. Строить и вести беседу в соответствии с нормами общения. Учить общаться с вопросами учебника, уметь работать со словарём под руководством учителя. Бегло читать научно-популярные и публицистические тексты.
4 Слушать рассказ, объяснение учителя, пересказывать содержание телепередач и давать им простейшую оценку Слушать рассказ, объяснение учителя, пересказывать содержание телепередач и давать им оценку Слушать рассказ, объяснение учителя, пересказывать содержание телепередач и давать им характеристику Самостоятельно обращаться к вопросам учебника, уметь работать со словарём
5 Уметь самостоятельно знакомиться с детской книгой, по иллюстрации составлять представление о содержании книги, проводить несложный ремонт книги Осознавать потребность в дополнительной информации Ориентироваться в источниках информации Пользоваться справочной литературой, ориентироваться в каталожной карточке.
6 Выделять новую информацию и соотносить её с имеющейся Искать информацию, оценивать найденную, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно выбирать и читать детские книги.
7 Представлять информацию разными способами в виде таблиц, текстов, схем

Таблица № 4.

Учебно-коммуникативные умения и навыки.

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1 Формулировать вопрос к картинке, предложению, слову Формулировать вопрос ы. Самостоятельно искать решения Высказывать и аргументировать свою точку зрения Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя
2 Пересказывать содержание сказки, рассказа, условия и ход решения задачи. Подробно пересказывать содержание сказки, рассказа, условия и ход решения задачи. Уметь выслушивать мнение других Учиться связно отвечать по плану.
3 Связно передавать содержание детской телепередачи Вступать в диалог, коллективную беседу в учебных и жизненных ситуациях Адекватно пользоваться словесными и несловесными средствами устной и письменной речи, соотнеся их с речевой ситуацией Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о просмотренном детском фильме
4 Осваивать основные виды письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа Темп письма 40 знаков в минуту. Темп письма 50 знаков в минуту Освоить новые виды письменных работ: письмо товарищу, дневниковые записи
5 Темп письма к концу года 30 знаков в минуту Темп письма 60 знаков в минуту

Таблица № 5

Деятельность учителя

для успешного формирования универсальных учебных действий

 

Группы общеучебных умений и навыков Умения и навыки Деятельность учителя по формированию общеучебныхУмений и навыков
Учебно-организационные Организация рабочего места.Выполнение правил гигиены учебного труда.

Выбор способов деятельности.

Работа консультантом.

Планирование организации контроля труда.

Определение цели урока для себя и для учащихся.Планирование выполнения задания.

Нахождение рациональных способов работы.

Формирование навыков самоконтроля.

Учебно-интеллектуальные Сравнение. Анализ.Систематизация. Обобщение.

Абстрагирование.

Моделирование. Классификация.

Причинно-следственные связи.

Мыслительный эксперимент.

Использование специальных форм, приёмов, методов работы на уроке.Выполнение заданий «Дополни ряд»,»Найди закономерность»,»Объедини в группы», «Исключи лишнее»,»Составь схему (таблицу)».
Учебно-коммуникативные Письменная речь: конспектирование, умение писать изложение, сочинение, записывать под диктовку, правильно оформлять работу.Устная речь: умение пересказывать, отвечать на вопросы, рецензировать ответы других учащихся, рассуждать, описывать явления, действия.

Учебное слушание: умение выделять главное из сказанного, прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение

Обучение технике чтения.Осуществление дифференцированного подхода при формировании навыка чтения.

Обучение продуктивным  методам работы с книгой.

Составление плана, конспекта, тезисов по тексту.

Формирование навыка библиографической грамотности и умения пользоваться справочной литературой.

Использование дополнительной литературы по предмету.

Формирование умения составлять таблицы, схемы.

Использование диаграмм при объяснении, закреплении учебного материала.

Учебно-информационные Чтение текста.Работа с учебником.

Практическая работа.

Усвоение информации с помощью аудиозаписи, компьютера, видеотехники.

Работа со справочной литературой.

Работа с дополнительной литературой.

Включение учащихся в диалог, обсуждение проблемы. Развитие монологической речи учащихся.Совершенствование техники письма.

Развитие умения слушать собеседника и делать записи по ходу объяснения, чтения текста учебника.

 

ПРОГРАММА

ЗДОРОВ БУДЕШЬ – ВСЁ ДОБУДЕШЬ

   Под понятием «здоровье» подразумевается состояние полного физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Малоподвижный образ жизни, недостаточное пребывание на свежем воздухе и другие факторы отрицательно сказываются на физическом здоровье детей, ведут к эмоциональной неустойчивости, торможению психологических процессов. Для здорового образа жизни нужна программа здоровья. Программа является продолжением уроков окружающего мира и физической культуры, обеспечивая безопасность жизнедеятельности.

Механизмы управления

Классный руководитель

Медицинский работник Родители Учителя Психолог, социальный педагог
Проведение экскурсий, лекториев по профилактике заболеваний.

Проведение медицинских осмотров.Контроль за соблюдением учащимися здорового образа жизни.Проведение физкультминуток на уроках.

Проведение оздоровительных мероприятий.

Проведение профилактики.

Тестирование.

Оказание психологической поддержки учащимся и родителям.

Консультации.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год

(2 класс)

Как я устроен.

Тема Цель Практический навык
1 Проект «Да здравствует мыло…»

Выполняют Бекир Екатерина

Дегтярь Даниил

Типсин Николай

Федосеев Слава

  1. Прививать любовь к воде.
  2. Формировать навыки личной гигиены.
  3. Пополнить знания о средствах по уходу за телом.

Навыки правильного ухода за руками и телом.2Режим дня. Активный и пассивный отдых. Сон.

  1. Прививать бережное отношение к своему здоровью.
  2. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
  3. Развивать навыки  контроля за режимом дня.

3Гигиена органов зрения.

  1. Прививать бережное отношение к органам зрения.
  2. Развивать навыки ухода за глазами.

Уход за глазами. Предупреждение нарушения зрения.4«Зубастик»

  1. Прививать бережное отношение к зубам.
  2. Развивать навыки ухода за зубами.

Уход за зубами.

 

Предупреждение кариеса.5Части тела и их предназначение. Гигиена и уход за волосами, кожей, ногтями.

  1. Прививать навыки ухода за кожей, волосами, ногтями.
  2. Воспитывать бережное отношение к своему организму.
  3. Расширить представление о средствах по уходу за волосами и кожей для детей.

Уход за волосами, кожей, ногтями.6Проект «О правильном питании». Выполняет Завьялова Анна.

 

Правила еды (о пользе правильного питания, правилах хранения продуктов, уходе за посудой, правилах поведения за столом).

  1. Прививать навыки правильного питания и хранения продуктов.
  2. Воспитывать правила поведения за столом.
  3. Прививать навыки правильного ухода за посудой.

Употребление полезных продуктов, независимо от вкуса человека.

 

Правила ухода за посудой.7Если хочешь быть  здоров!

  1. Прививать навыки закалки организма.
  2. Расширить представления детей о способах закаливания организма.

Закаливание организма.8Выбор медицинских услуг. Общение с врачом. Профилактика заболеваний.

  1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
  2. Развивать навыки предупреждения болезней.

Поведение во время болезни.

 

Пользование медицинскими услугами.

Общение с врачом.9Проект «Лук от семи недуг».

Выполняет Бекир Екатерина.

Зелёная аптека.

  1. Пополнять запас знаний о лекарственных растениях.
  2. Прививать навыки правильного сбора грибов и растений.
  3. Расширить представления о грибах.

Сбор лекарственных растений: подорожника, рябины,  шиповника, клюквы и т. д.

 

 

 

Второй год

(3 класс)

Как себе не навредить

Тема

Цель

Практический навык

1

Я выбираю движение.

Значение осанки в жизни человека.1.Прививать любовь к спорту.

2.Прививать навыки подвижного образа жизни.

Красивая ходьба, занятия спортом.

2

Режим дня второклассника.1. Прививать навыки бережного отношения к своему здоровью.

 

2. Воспитывать чувство ответственности.

Соблюдение режима дня.

3

Проект «Компьютер. Вред или польза?», автор Завьялова Анна

  1. Прививать навыки правильного поведения за компьютером.
  2. Расширить знания о пользовании Интернет-ресурсами

 

Режим пользователя компьютером

4

Уход за глазами, ушами, зубами.

  1. Прививать бережное отношение к органам зрения, слуха, зубам.
  2. Развивать навыки ухода за глазами, ушами,  зубами.

Уход за глазами, ушами, зубами.

5

Проект «Сладкий сон в колыбели», автор Яуфман Ева

  1. Значение сна.
  2. Режим сна.

Выполнение режима дня.

6

Правила поведения на воде.Формировать навыки безопасного поведения на воде.

 

 

Навыки безопасного поведения на воде.

7

Помощь при ранах, укусах животных, солнечных ударах, обморокахПрививать навыки оказания первой помощи при укусах животных, ранах, ударах.

8

Путешествие в город Неболейки.

Прививать навыки здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью

 

 

Третий год.

4 класс

«Умей владеть собой»

Тема

Цель

Практический навык

1

Чего не надо бояться?

Развивать навыки контроля за своими чувствами.

Наблюдения за собой

2

Деловая игра с элементами тренинга «Умей сказать: «Нет!» Предупреждение негативного отношения к своему здоровью (курение, алкоголь, наркотики)

Здоровый образ жизни

3

Чистота – залог здоровья!
  1. Прививать навыки аккуратности.
  2. Прививать навыки ухода за предметами обихода, жилым помещением.
  3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Уход за одеждой, предметами обихода, помещением.

4

Проект «Закаливание организма», авторы учащиеся 4б класса.
  1. Узнать правила  поведения при закаливании.

 

Всем ли можно закаливаться.

5

Как помочь больным и беспомощным
  1. Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.
  2. Развивать навыки оказания помощи больным людям.
Оказание первой медицинской помощи и больным людям.

6

Помоги себе сам.

  1. Воспитывать навыки контроля над своими поступками.
  2. Воспитывать уважение к окружающим.
Контроль за своими чувствами.

7

Поговорим о внешности. Прививать навыки ухода за своей внешностью.

Развитие вкуса у учащихся.Уход за внешностью.

Развитие вкуса.

8

Что делать, если не хочется в школу?

  1. Воспитывать чувство воли.
  2. Формировать навыки культурного поведения.

Контроль над своими чувствами.

9

Проект «Будьте здоровы»

  1. Воспитывать здоровый образ жизни.
  2. Развивать коммуникативные навыки.
  3. Формировать навыки создания проектов.

Правила культурного поведения.

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.