Вы просматриваете: Главная > Уроки > Умножение

Умножение

Умножение

Тема. Умножение.

Цель. Открытие с учащимися нового арифметического действия — умножения, раскрытие смысла и практической целесообразности умножения.

Задачи.

  1. Дать возможность познакомиться  детям с новыми математическими знаками и терминологией умножения.
  2. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.
  3. Воспитывать интерес  к активной двигательной деятельности, физическим упражнениям, спорту, уважительное отношение к достижениям российских спортсменов, гордость за свою страну.

                               Ход урока.

  1. Оргмомент. Слайд (Австрия, флаг Олимпийских игр, флаг зимних юношеских Олимпийских игр 2012 года). Объяснение детьми символики.

Учитель: Почему на уроке математики такое изображение? (ответов много).

Ученик (подготовленный): С 13 по 22 января в городе Инсбрук, страна — Австрия, проходили первые зимние Олимпийские игры. Там были спортсменов из 67 стран. Из нашей страны тоже была делегация. Это важное событие для всего мира.

Учитель: На Олимпиаду едут не только спортсмены, кто?

Ученики: Болельщики, водители…врачи, тренеры…

Учитель: перед вами точки, это изображение врачей и тренеров. Они отправились в кафе, сядут по за столы по 4. Сгруппируйте их.

Получается так (по 4 … 8 раз)

Учитель: Запишите выражение, вычислите результат, вы получите сколько врачей и тренеров было на Олимпиаде.

Ученики: Получается 32 врача и тренера, так  4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 32 Ответ: по 4 сели за 8 столов.

2. Создание проблемной ситуации  через затруднение.

Учитель: Какие слагаемые?

Дети: Одинаковые

Учитель: Какие ключевые слова урока?

Дети: Одинаковые слагаемые. Равные слагаемые.

Учитель: Удобна ли такая запись?

Дети: Нет, длинно.

3. Поиск решения проблемы.

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Ученики: Сложение одинаковых слагаемых и замена удобной записью.

Учитель: Ваши предложения?

4. Открытие нового знания.

Обсуждение происходит в группах.

Дети: 4 взяли 8 раз; 4 ^ 8, 4 ? 8, 4 # 8раз. От каждой группы выступают. Кто-то скажет 4 х 8. Ответ: по 4 человека сели за 8 столов, то есть 4х8=32

  1. Физкультминутка.

Звучит вальс И. Штрауса.

Учитель: Австрия – страна вальсов, почему?

Дети: В Австрии, видимо, сочиняли и любили вальсы.

Учитель: Вы правы. Под музыку повторяют движения за учителем.

  1. Самостоятельная работа.
  2. а) Предлагаю сосчитать наших спотсменов на Олимпиаде. Заменить сложение умножением. 34+34= Ученики: Ответ: 34+34=34х2=68, наших спортсменов было 68.

б) На партах у школьников листы со списком видов спорта, в которых участвовали спортсмены на зимних юношеских Олимпийских играх

(слова написаны блоками по 5). .

Учитель: Как можно назвать этот лист?

Дети: Словарь спортивных терминов.

Учитель: Рассмотрите слова, попробуйте составить выражение теперь на умножение, замените сложением, сосчитайте в скольких видах участвовали спортсмены на Олимпиаде.

Дети: 5 х 3 = 15 (видов спорта)

  1. Слайд (Александр Селянинов)

Учитель: На Олимпиаде наша команда завоевала золотые медали.

Сколько? (5). Один из медалистов Александр Селянинов завоевал и золотую и бронзовую медали. Сосчитайте, сколько метров он бежал в спринте, заменив умножение сложением: 200+200+200+200=

Ученики: 200+200+200+200=200х4=800(м)

Ответ: Александр Селянинов бежал в спринте 800 метров.

8. Физкультминутка.

Звучит вальс. Дети за учителем повторяют танцевальные движения.

9.Формулировка нового знания.

Учитель: Обсудите в парах учебную проблему.

После обсуждения на слайде появляется вывод:

СЛОЖЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ЧИСЕЛ НАЗЫВАЮТ УМНОЖЕНИЕМ

10. Закрепление изученного.

Учитель: Как вы понимаете: первые зимние юношеские Олимпийские игры?

Ученики: участники – молодые.

Слайд (Лина Фёдорова и Максим Мирошкин)

Учитель: Вы видите серебряных призёров по фигурному катанию. Если вы правильно поставите знаки сравнения, то узнаете одинаковый ли у них возраст.

2х7 и 2х9

Ученики: 2х7 < 2х

Учитель: Сосчитаем сколько лет Лине Фёдоровой и сколько Максиму Мирошкину.

(ученики списывают со слайда и считают)

Лине           2х7=

Максиму    2х9=

Ученики: Ответ: Лине Фёдоровой 14 лет, Максиму Мирошкину 18 лет.

Учитель: Как вы считали?

Ученики: Заменили сложением.

Слайд (Владислав Третьяк и Максим Третьяк).

Учитель: Вы видите Знаменитого вратаря, неоднократного чемпиона Олимпийских игр Владислава Третьяка со своим внуком, который тоже вратарь, участник первых юношеских Олимпийских игр. Максим столько же лет, на 1 год старше фигуристки Лины Фёдоровой. Сколько лет Максиму?

Ученики: 14+1=15(лет) Ответ: Максиму 15 лет.

Сосчитайте, сколько лет знаменитому вратарю, заменив умножение сложением. 10х6=

Ученики: 10х6=10+10+10+10+10+10=60(лет) Ответ: Владиславу Третьяку 60 лет.

11. Домашнее задание.

Учитель: Предлагаю 3 варианта. Выбираете, что выполнять сами.

1. Можете сделать задание в учебнике на странице 65, № 3.

2. Можно узнать возраст участницы юношеской Олимпиады в Инсбруке Виктории Демченко и её отца Альберта Демченко и составить выражение на умножение о их возрасте.

3. Можно узнать длину и ширину хоккейной площадки и составить выражение на умножение с этими числами.

Оценки: …5,5,5… Отмечаю:все старались, всем, кто меня поддержал, а это(назвать детей) — спасибо! Молодцы!

12. Рефлексия.

Учитель: Что нового вы узнали на уроке математики?

Ученики: Сложение одинаковых слагаемых удобнее заменить умножением.

Учитель: Как мы строили работу?

Ученики: Мы сами сделали вывод об удобном записывании операции умножения.

Учитель: Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе? Почему?

 

Рефлексивная оценка урока.

Считаю, что традиционные уроки формируют пассивную личность. Такие уроки не отвечают современным требованиям. Я пробую строить уроки с учётом использования проблемно-диалогической технологии. Данный урок — урок ознакомления с новым материалом. Проблемная ситуация была создана, когда дети увидели проитворечие в длинных математически выражениях на сложение и решали проблему, как записать более кратким способом, то есть  удобным — умножением. Для сохранения здоровья занятия проводятся мной всегда в провериваемом помещении, на этом уроке были проведены 2 физкультминутки.  Многие дети при выполнении заданий были успешны, гордились этим. Интеллектуальность выражалась в творчестве детей, когда они заменяли сложение умножением — это открытие. Самостоятельное добывание знаний выражалось на уроке в составлении выражений, используя словари и в выборе домашнего задания. «Спортивные» виды заданий и формы обеспечивали умственную активность учащихся. На уроке была доброжелательная обстановка. Нетрадиционность урока в том, что учебный материал взят не из учебника, а из жизни спорта. Обострялась ситуация тем, что решали о событии современном, важном, происходящем сейчас, да ещё разговор шёл о совсем молодых людях, близких по возрасту учащимся. Таким образом, на этом уроке создавались условия не только для усвоения знаний и умений, но и развития личностных качеств учащихся.

Липатникова Т. Л.

 

Рецензия администрации.

Урок по теме «Умножение» — первый, тип — ознакомление с новым материалом. Начало и конец урока были хорошо организованы, один этап занятия плавно переходил на другой. Технология — проблемно-диалогическая.

Проблемная ситуация создавалась с учётом противоречий сложения и умножения. Эта технология обеспечила более качественное усвоение знаний. Учащиеся на уроке творчески мыслили, развивали  интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем и классом нужны и смелость, и решительность. Материал на уроке был интересен, поэтому в работу включались все ученики. Происходило осознание способов деятельности, а затем осознание результатов деятельности. Работая в группах, учащиеся продемонстрировали взаимоуважение и взаимоподдержку.  Домашнее задание было дано по выбору.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.