Вы просматриваете: Главная > Статьи > Ушинский К. Д. – великий русский педагог.

Ушинский К. Д. – великий русский педагог.

Ушинский К. Д. – великий русский педагог.

2

В 2014 году исполняется 190 лет со дня рождения великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Свою педагогическую деятельность К. Д. Ушинский начал в 22 года после окончания Московского университета и двухлетней подготовки при университете к профессорской деятельности. Его мастерство в Ярославском Демидовском лицее как преподавателя и прогрессивного молодого учёного было положительно оценено студентами. Он становится любимым профессором в лицее. 1В 1854 году  профессора приглашают в Гатчинский сиротский институт. В институте К. Д. Ушинский расширил и углубил реформирование обучения и воспитания детей интернатного учебного заведения. В начальных классах Ушинский усилил обучение на родном русском языке, ориентируя преподавателей на развивающее и воспитывающее обучение. В старших классах он ввёл преподавание педагогических и методических дисциплин с целью подготовки  из воспитанников института учителей для народной школы. При Ушинском Гатчинский сиротский институт достиг своего расцвета, имя К. Д. Ушинского становится известным в Санкт-Петербурге.

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1859 году педагогу-реформатору предлагают работу руководителем учебной частью в Смольный институт благородных девиц – самое престижное женское заведение в Петербурге. Одновременно Ушинский становится редактором «Журнала народного просвещения». До Ушинского институтки общались на французском языке, были изолированы от  общественной жизни. С приходом Константина Дмитриевича в учебном плане Смольного института основным становится изучение родного языка, русской литературы, истории, естественных дисциплин. Отменились суровые наказания и во время каникул воспитанницы могли уезжать домой. В старших классах изучались дисциплины, которые ориентировали воспитанниц на работу  домашними учителями. При Ушинском Смольный институт становится образцом для всех женских учебных заведений в России. О талантливом педагоге заговорили как о блестящем организаторе учебного процесса. В то же время Ушинский добивается огромного успеха как редактор «Журнала народного просвещения», журнал становится любимым журналом учителей. С 1862 по 1867 год Ушинский находится за границей в командировке, где он изучает состояние педагогического образования. Владея несколькими иностранными языками, Ушинский в подлинниках читает педагогические, психологические, философские труды западноевропейских педагогов и психологов. 4

 

 

 

За границей Ушинский заканчивает составление «Родного слова» и руководства к нему.

 

 

 

 

 

5

 

 

Здесь же готовит к изданию основной педагогический труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

 

 

 

 

 

 

 

В основу педагогической системы Ушинский положил учение о народности, о деятельности и самостоятельности ученика, о вере в воспитательную силу труда. Много интересных мыслей высказывал Ушинский по начальным классам. «Начальное обучение должно иметь пропедевтический характер. Оно готовит детей к длительному систематическому обучению. Это обучение должно быть направлено на овладение родным языком – величайшим народным наставником, при помощи которого каждое новое поколение усваивает плоды мысли и чувства предшествующих ему поколений» (Собрание сочинений 6«Избранные труды», Т. 2, с. 152). Ушинский считал, что задача начальной школы в том, чтобы развить способности детей, раскрыть в них разумный взгляд на окружающую их природу и общественные отношения, сделать детей способными к самостоятельной деятельности. На первой ступени обучения педагог ставил принцип наглядности, считая, что дети младших классов мыслят образами и картинками. Но задача учителя состоит в том, чтобы найти средства к сочетанию наглядности и формированию элементов абстрактного мышления. Большое внимание в своих статьях Ушинский уделяет развитию у детей логического мышления и ставит вопрос о межпредметных связях, о связи обучения с жизнью, о развитии у детей потребности учиться. По мнению Ушинского, в начальной школе методы обучения должны развивать активность, самостоятельность, интерес к учению. Он подвергал критике метод обучения, когда затрачивается основное количество времени на заучивание детьми букв и слогов. Он настаивал на введении аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Много внимания Ушинский уделил разработке методики объяснительного чтения, когда дети должны осмысленно понимать содержание текста. Не оставил без внимания учёный и структуру урока в начальной школе. Ушинский выделил основные признаки урока: o   «умение учителем выставлять вперёд главную мысль или главный факт урока…»; o   «обеспечение естественной связи новых знаний с ранее усвоенными детьми знаниями»; o    «обеспечение учителем возможно более высокой заинтересованности и активности»; o   «обеспечение осмысленного и прочного овладения учащимися знаниями, которые сообщаются на уроке». (Т. 6, с. 135).
Ушинс8кий считал, что обучение должно быть не только развивающим, но и воспитывающим.

 

 

 

 

 

Какими бы знаниями не обладал человек, как бы сильно не были его умственные качества, он будет неполноценным, если в нём не будут развиты
нравственные понятия. Книги К. Д. Ушинского развивают у детей чувства любви к Родине, русскому народу, русскому языку. Разработка основ нравственного воспитания была связана с 7идеями развития у детей сознательного отношения к труду, к творчеству.   В период перестройки школьного образования идеи К. Д. Ушинского подсказывают нам очень много путей реформирования. Великий педагог призывал все слои общественности, всех, кому дорого дело воспитания и обучения, создавать целостную систему обучения, основанную на учёте специфики русской культуры, национальных черт русского народа, его традиций, творческих устремлений и с учётом прогрессивного зарубежного опыта.

 

Мы называем Ушинского отцом русской школы и педагогики, учителем учителей. Я готова подписаться под словами одного из учеников великого

9педагога: «Мы твёрдо убеждены, что чем далее будет совершенствоваться русская школа, тем более должно расти и значение Ушинского, вдохнувшего идею в русское обучение и воспитание и указавшего путь к  бесконечному развитию физико-психологических или антропологических началах…».  Вот почему Константин Дмитриевич Ушинский живёт в каждом из учителей, в каждой школе нашей необъятной Родины!

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.